Санкт-Петербург
Главная страница Еда и танцы Красота и здоровье Развлечения Культурный отдых Путешествия Блог Афиша
Авторизация О сайте Контакты

Русский музей

Государственный Русский музей - первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства, основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II. Торжественно открылся для посетителей - 7 марта (19 марта по новому стилю) 1898 года.
Адрес: Санкт-Петербург, Инженерная ул, 4
Телефон: 595-42-48
Русский музей сегодня - это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, курирующий работу 260 художественных музеев России.

В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает более 400000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХI век. Основная экспозиция расположена в Михайловском дворце и корпусе Бенуа, который составляет часть дворцового ансамбля.

Русский музей ведет широкую выставочную деятельность, в том числе, в городах России и за рубежом. Ежегодно в стенах музея проводится до 50-ти временных выставок, и до 10-ти, как в российских городах, так и за рубежом. Ко многим выставкам издаются каталоги, альбомы и буклеты, подготовленные научными сотрудниками Русского музея.
К музейному комплексу, помимо Михайловского дворца с корпусом Бенуа и флигелем Росси, также относятся Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский (Инженерный) замок, а также уникальные садово-парковые ансамбли - Летний сад с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад.

Музейный комплекс
Михайловский дворец. Вид с площади Искусств
Корпус Бенуа. Вид с набережной канала Грибоедова
Михайловский дворец - Корпус Бенуа
Инженерная ул., 4 (ст. метро - "Гостиный двор", "Невский проспект")
Набережная канала Грибоедова, 2(ст. метро "Невский проспект")

Главное здание музея - находится в центре города, на площади Искусств. Он построен по проекту известного архитектора К.Росси в 1819-1825 годах и представляет собой выдающийся образец дворцового ансамбля в стиле высокого классицизма ( или стиля ампир, как его часто называют). Дворец предназначался для великого князя Михаила Павловича - четвертого сына императора Павла I. В 1895 году здание было выкуплено в казну и передано учрежденному "Русскому Музею Императора Александра III". В 1895-1898 годах внутренние помещения дворца были перестроены и приспособлены для нужд музея по проекту архитектора В.Свиньина.

В связи со значительным расширением коллекции в 1914-1919 годах по проекту архитекторов Л.Бенуа и С.Овсянникова рядом с музеем был построен Выставочный павильон Академии художеств, получивший название корпус Бенуа по фамилии автора проекта.
В Михайловском дворце, корпусе Бенуа и флигеле Росси размещается в настоящее время основная экспозиция музея. Здесь можно увидеть произведения художников, составляющих славу и гордость русского искусства - Андрея Рублева, Дионисия, Ф.Шубина, Д.Левицкого, В.Боровиковского, К.Брюллова, Ф.Бруни, О.Кипренского, А.Иванова, И.Репина, А.Куинджи, И.Шишкина, В.Серова, М.Врубеля, П.Антокольского, Б.Кустодиева, К.Малевича, В.Кандинского, П.Филонова, М.Шагала, К.Петрова-Водкина и многих других.
Больше...

Строгановский дворец. Вид с Невского проспекта и набережной реки Мойки
Строгановский дворец
Невский пр., 17 (ст. метро - "Невский проспект")

Дворец, принадлежавший знаменитому роду Строгановых, является одним из лучших образцов архитектуры русского барокко. Автором ныне существующего здания, построенного в 1752-1754 годах, считают Ф.Б. Растрелли. В позднейших перестройках и оформлении внутренних интерьеров дворца принимали участие известные архитекторы - А.Воронихин, К.Росси, П.Садовников, Г.Боссе и другие.
В настоящее время в Строгановском дворце завершена реставрация единственного в Петербурге интерьера, сохранившего декоративное оформление Ф.Б.Растрелли - Большой Танцевальный зал с уникальным плафоном "Триумф Героя" работы Дж. Валериани, почти не затронутый позднейшими переделками.
26 мая 2005 года был открыт отреставрированный и воссозданный интерьер Минералогического кабинета Строгановского дворца, в котором экспонируется уникальная коллекция минералов рода Строгановых.
В отреставрированных парадных залах дворца с 16 декабря 2005 года работает постоянная экспозиция "Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы".
История здания
Архитектурный облик и интерьеры
Персоналии

Мраморный дворец. Парадный двор
Мраморный дворец
Миллионная ул.,5/1 (ст. метро - "Невский проспект")

Дворец является ярким примером архитектуры раннего классицизма. Он построен по заказу Екатерины II в 1768-1785 гг. архитектором А.Ринальди. Для отделки внешних фасадов и внутреннего убранства дворца архитектор впервые в России широко использовал камень - гранит и большое количество разновидностей мрамора, вследствие чего дворец позднее и получил свое название - Мраморный.
Первоначально дворец предназначался Екатериной II в дар своему фавориту графу Г.Орлову. Однако Г.Орлов умер до окончания строительства. После его смерти дворец служил резиденцией великих князей. Одним из последних его владельцев был великий князь Константин Константинович. На I этаже дворца, в бывших покоях великого князя, в подлинных интерьерах того времени располагается мемориальный музей Константина Романова - "К.Р.", признанного поэта Серебряного века.
С 2001 года в Мраморном дворце открыта постоянная экспозиция "Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских" - дар Я. и И. Ржевских Государственному Русскому музею. В 1994 году перед дворцом установлена конная статуя Александра III, созданная скульптором П.Трубецким.

В 1995 году в Мраморном дворце был открыт для посетителей "Музей Людвига в Русском музее". Его основу составили произведения современных художников Европы, России и Америки, подаренные Русскому музею известными немецкими коллекционерами Петером и Ирэной Людвиг. "Музей Людвига в Русском музее" является постоянной экспозицией искусства конца XX века, которая дает возможность проследить развитие русского искусства в контексте мировой художественной культуры.
История здания
Архитектурный облик и интерьеры
Персоналии

Михайловский замок. Вид с Садовой улицы
Михайловский замок
ул.Садовая, 2 (ст. метро - "Гостиный двор","Невский проспект")

Построен в 1797-1801 гг. по проекту архитекторов В.Бренна и В.Баженова как парадная резиденция императора Павла I. В его проектировании принимал участие сам император. Свое название замок получил в честь небесного покровителя Дома Романовых - Архангела Михаила. Это единственное в России дворцовое сооружение в стиле романтического классицизма.
После убийства императора Павла I, произошедшего в замке в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, замок перешел в ведение Министерства Императорского двора. В 1823 году здесь разместилось Николаевское Инженерное училище, давшее замку второе название - Инженерный.
С 1991 года Русский музей ведет комплексную реставрацию памятника и его интерьеров. В 2001 - 2002 гг. проведена исключительная по своей сложности реконструкция части фортификационных сооружений, ранее окружавших замок - открыты фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста, сохранившиеся под землей. Исторические изыскания, археологические работы и уникальный архитектурный проект обеспечили осуществление единственной в своем роде реконструкции инженерно-технического комплекса XVIII столетия - одного из центральных градостроительных ансамблей Петербурга времен царствования Павла I.
История здания
Архитектурный облик и интерьеры
Персоналии

Летний сад. Главная аллея
Летний сад
Наб. Кутузова,2 (ст. метро - "Невский проспект")

Летний сад с коллекцией скульптуры и Летний дворец, как первая императорская летняя резиденция, составляют единый музейный комплекс. Сад был любимым детищем Петра I. Работы по его устройству начались в 1704 году. Время сильно изменило облик сада, но его первоначальная регулярная планировка полностью дошла до нашего времени.

История создания музея.
В исторической канве хронологических событий культурной жизни России существуют явления, имеющие непреходящее значение. К таким, несомненно, относится учреждение и открытие Русского музея.
Идея организации государственного музея национального искусства высказывалась и обсуждалась в образованной среде русского общества с середины XIX века. Уже в конце 1880-х годов перед российским обществом встал вопрос о необходимости создания музея русского национального искусства, как того требует «современное процветание русского искусства и высокое положение, занимаемое Россиею в образованном мире» (Записка обер-гофмаршала князя С. Трубецкого Министру Императорского Двора, 1889). Об этом же говорили и писали художественный критик В. Стасов, директор Императорского Эрмитажа А. Васильчиков, писатель И. Гончаров и многие другие.
В 1889 году вопрос об основании в Петербурге публичного музея национального искусства был, казалось, решен окончательно. Легенда связывает это решение Александра III с картиной И. Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», приобретенной императором с 17-ой выставки Товарищества передвижников (1889г.). Тогда же, по свидетельству одного из современников, государем и была высказана мысль — основать всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства.
Историческое своеобразие ситуации заключалось в том, что идея «подогревалась» совпадением национально-патриотических устремлений как демократической общественности страны, так и самого правящего монарха. Можно сказать, что существовала объективная необходимость создания в столице нового, государственного музея, который мог бы активно действовать и в сфере исторической, и в сфере современного художественного процесса. Таким призван был стать, и впоследствии стал, Русский Музей императора Александра III, для которого так удачно нашлось подходящее здание — Михайловский дворец, уникальный памятник архитектуры русского классицизма первой трети XIX века.
Осуществил задуманное отцом молодой император Николай II, подписав 13 апреля 1895 года Именной Высочайший Указ № 62 «Об учреждении особого установления под названием „Русского Музея Императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом„. Указ начинался словами: “Незабвенный Родитель Наш, в мудрой заботливости о развитии и процветании отечественного искусства, предуказал необходимость образования в С.-Петербурге обширного Музея, в коем были бы сосредоточены выдающиеся произведения русской живописи и ваяния». Тогда же была исполнена памятная медаль по случаю учреждения Русского Музея Императора Александра III.
В мае 1895 года организуется «Комиссия по надзору за ремонтом и приспособлением Михайловского дворца для помещения Русского Музея Императора Александра III» и начинается перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций по проекту и под руководством утвержденного Комиссией архитектора В. Ф. Свиньина.
Со дня основания музей находился в ведении Министерства Императорского Двора. Управляющий музеем назначался Высочайшим Именным Указом и непременно должен был быть членом Императорского Дома. Во вновь учрежденном музее Николай II назначил Высочайшим Управляющим Великого князя Георгия Михайловича.
Уже в подготовительный период, до открытия музея, был решен ряд важнейших вопросов, связанных с его дальнейшей деятельностью, определены его приоритетные цели и задачи. Николай II предписал Главному Казначейству открыть в смете Императорского Двора особым параграфом кредит для Музея на содержание Михайловского Дворца. В Положении о Русском Музее Императора Александра III говорилось, что музей основан в память Императора Александра III, «имея целью соединить все, относящееся к Его Личности и истории Его Царствования, и представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России».
В августе 1897 года был утвержден штат музея. У истоков музея стояли люди хорошо образованные, зачастую окончившие не одно высшее учебное заведение — ученые, искусствоведы, историки, этнографы, археологи, архитекторы: Д. И. Толстой (назначенный в 1901 году на должность Товарища Управляющего Русским Музеем), А. Н. Бенуа, П. А. Брюллов, П. И. Нерадовский, Н. П. Сычев, П. И. Столпянский, М. П. Боткин, А. А. Миллер, Н. Н. Пунин и многие другие. Образовательный ценз сотрудника Русского музея был очень высок, поэтому кандидатура каждого вновь поступающего на работу серьезно обсуждалась — это был своего рода конкурс. В одной из объяснительных записок к проекту Положения о музее сказано: «... при организации Музея нужно иметь в виду непременное требование, чтобы служба в таком чудном учреждении почиталась величайшей честью, и чтобы к ней стремились именно из-за чести быть причастным к музею».
Конечно, работа крупнейших искусствоведов и музейных деятелей, реставраторов и архитекторов способствовала прославлению Русского музея. Тем не менее, существовал институт простых служащих. Для исполнения разного рода служебных обязанностей в Русском Музее Императора Александра III имелся штат вольнонаемных служителей, которые находились в распоряжении заведующего зданиями музея (он же — секретарь Августейшего Управляющего музеем). В состав служителей музея в феврале 1898 года входили вахтеры, галерейные служители, часовые, швейцары, церковный сторож, а также рабочие разных специальностей (столяр, слесарь, кочегар, маляр, печник, садовник и т.п.). Все они были подчинены определенной иерархии, имели свои обязанности, сформулированные в «Правилах служащих музея» (1897г.), и специально разработанную форму.
В списках сотрудников музея неизменно упоминается священник — отец Иаков Арсеньев, который разработал Положение о Церкви при Русском музее. Кроме того, во время исполнения священнических обязанностей при церкви Русского Музея И. Арсеньевым в 1901-1909гг. в ряде столичных изданий были напечатаны статьи и заметки, касающиеся истории церкви и музея.
7 (19) марта 1898 года состоялось торжественное открытие «Русского Музея Императора Александра III» для посетителей. В письме Николая II великому князю Георгию по случаю открытия музея и в связи с трехлетием со дня его учреждения говорится: «Три года тому назад, вменяя Себе в священную обязанность осуществить заветное желание в Бозе почившего Моего Родителя видеть собранные воедино наиболее выдающиеся произведения русской живописи и ваяния, я повелел учредить Музей Его Имени и вместе с тем возложил на Вас непосредственное управление сим установлением. Посвятив Себя с неутомимым рвением этому сложному и многотрудному делу, Вы озаботились надлежащим приспособлением предназначенного мною для этой цели здания Михайловского дворца и в непродолжительное время собрали и привели в стройный порядок те художественные произведения, которые подлежали помещению в музей на основании одобренного Мною Положения. <...> По справедливости, отнеся знаменательный успех в благом начинании этом к просвещенному руководительству Вашего Императорского Высочества, Я считаю отрадным для себя долгом выразить Вам душевную Мою благодарность, а равно изъявляю Монаршию признательность даровитым сотрудникам Вашим в исполнении такого истинно патриотического дела».
В день открытия музея экспозиция его была представлена в 37-и залах (21 зал — на первом этаже и 16 — на втором). Первые посетители могли познакомиться с «Музеем христианских древностей», занимавшим 4 зала, с «Плащаницей» В. Васнецова, произведениями русской живописи и скульптуры, а также с коллекциями частных собирателей, переданными в дар вновь учрежденному музею (коллекция акварелей княгини М. Тенишевой и коллекция живописи и гравюр князя В. Лобанова-Ростовского).
Собрание музея, основой которого служили предметы и произведения, переданные из Императорских дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, в этот период насчитывало 1880 произведений. Согласно первоначальной структуре, музей имел три отдела:
– отдел «посвященный специально памяти Императора Александра III»,
– этнографический и художественно-промышленный отдел,
– художественный отдел.
Причем, приоритетная роль художественного отдела оговаривалась особо: «... до составления этнографических и исторических коллекций подлежит немедленному устройству художественный отдел музея, долженствующий обнимать собрание картин и статуй лучших русских художников».
Памятный отдел являлся мемориальным и должен был занять важное место в структуре музея. Однако строительство помещения для Памятного отдела затянулось, и в связи с последующими историко-политическими событиями в стране, он так и не был открыт. Сформированный вместо него историко-бытовой отдел в 1934 году был частично передан Эрмитажу и лег в основу отдела русской культуры этого музея.
Этнографический отдел просуществовал в составе Русского музея до 1934 года, когда он был выделен в самостоятельный Государственный музей этнографии народов СССР.
Таким образом, название «Русский музей» изначально и традиционно закрепилось, по существу, лишь за художественным отделом, размещенным в Михайловском дворце. С течением времени художественный отдел, постепенно разветвляясь, превратился в сложный музейный организм, насчитывающий в настоящее время около 50 отделов, секторов, подразделений и служб.
Отзывы:
Отзывов еще нет
Как вас зовут?* - обязательно к заполнению
Ваш E-Mail* - обязательно к заполнению
Понравилось
Не понравилось
Текст отзыва*
Телефон:
595-42-48
Адрес:
Санкт-Петербург, Инженерная ул, 4
8878